Особенности практики разрешения споров в гостиничном бизнесе

«В случае недобросовестности партнёра, норма о претензионном порядке лишь затягивает время для обращения в арбитражный суд, но избежать этого уже нельзя, так как договор сделал эту уже давно необязательную процедуру необходимой для его участников».

Как пример, Дмитрий Бачурин приводит ситуацию, в которой оказалась известная петербургская гостиница, клиент конторы адвокатов «Бачурин и партнёры».

Данный отель столкнулся с проблемой привлечения к ответственности исполнителя по договору, заключённому на капитальный ремонт принадлежащего ей здания –

предусмотренные в договоре санкции были незначительны, органом рассмотрения был выбран суд другого региона – по месту нахождения исполнителя, в договоре предусматривался претензионный порядок. В результате, когда сроки сдачи работ затянулись, вместо принятия экстренных мер, гостиница вынуждена была направлять претензию и ожидать ответа на неё, заранее зная мнение ответчика. Отель потерял время, понёс прямые убытки от простоя здания, а также дополнительные командировочные расходы на своих представителей в суде.

Необходимо заметить, что в договорах часто содержатся неадекватные финансовые санкции при частичном или полном неисполнении условий. В лучшем случае в контракте прописаны нормы, предусмотренные законом. Кроме того, в соглашении значится невыгодная для заказчика подсудность. Часто встречаются неточности в тексте договора, которые отрицательно влияют на ход арбитражного дела в дальнейшем. Стороны зачастую не используют свободу договора, тем самым побуждают своего контрагента уйти от ответственности.

Есть и такая проблема, как незначительная правовая позиция малых гостиниц по отношению к более сильным контрагентам. Как замечает Дмитрий Бачурин, слабое положение на рынке часто не позволяет многим отелям диктовать свою договорную волю крупным поставщикам.

Заключая контракт с исполнителями, отельеры должны помнить о том, что любая необдуманная деталь договора может стать поводом для подачи иска на гостиницу со стороны контрагента и привести к колоссальным финансовым и временным потерям.

Комментарий Дмитрия Бачурина:
«Спор выигрывается не во время самого конфликта, а раньше – во время заключения контракта. В действительности арбитражный процесс по тому или иному делу – лишь индикатор верной правовой позиции во время заключения договора. Недобросовестному исполнению можно противостоять, и, прежде всего, – юридической осведомлённостью».

Особое внимание гостиницам стоит обратить на чёткое оформление отношений с компаниями, которые поставляют отелю жизненно важные ресурсы, как тепло- и водоснабжение, поставка продуктов и воды и т.д. Данное сотрудничество должно быть очень крепким, так как внезапный их разрыв может привести к временной остановке деятельности отеля.

Комментарий адвоката, заведующего конторой адвокатов «Бачурин и партнёры» Дмитрия Бачурина (г.Санкт-Петербург), опубликованный в журнале «Отель» №2 за февраль 2010