Права пациента. Медицинская помощь без проблем и потерь

Автор(ы):  Бачурина Елена
Год выпуска:  2007
Издатель:  М.:АСТ; Спб: Астрель-СПб

 

Каждому из нас приходится обращаться за медицинской помощью и иметь дело с системой здравоохранения. Знание своих прав в этой сфере поможет вам сохранить не только здоровье, но, возможно, и жизнь.

Как защитить свои права, общаясь с работниками медицинских учреждений?
Какие виды медицинской помощи предоставляются бесплатно?
Как получить качественную медицинскую помощь с наименьшими потерями?
Какими правами обладает российский пациент?

На все ваши вопросы отвечает опытный юрист Елена Бачурина.

Одним из наиболее востребованных и актуальных вопросов для человека, обращающегося за медицинской помощью, является вопрос о его правах как пациента.

Ни для кого не секрет, что на протяжении последнего времени правовой подход к медицинской услуге и юридическому регулированию оказания такой услуги, существенно изменился.

Причиной изменения является переход оказания существенной части медицины на возмездную основу и, как следствие этого, приобретение медицинской помощи свойств медицинской услуги и преобразование статуса пациента в статус потребителя с существенным увеличением объёма его прав и полномочий.

Права эти логичны, продуманы законодателем и проверены практикой и вытекают из существа правоотношений по поводу охраны здоровья.

К тому же, если медицинская помощь оказывается пациенту на возмездной основе, пациент, помимо прав, гарантированных для любого пациента , приобретает ещё и обширный перечень прав, гарантированных законодательством о защите прав потребителей, а медицинская помощь приобретает характер медицинской услуги и регулируется Законом Российской Федерации ? 2300-1 «О защите прав потребителей», который вступил в силу в 1992г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Говоря кратко, позицию законодателя по вопросу объёма прав потребителя при его вступлении в отношения по поводу приобретения медицинской услуги (то есть при обращении гражданина в лечебное учреждение) можно обозначить следующим тезисом — «пациент всегда прав».

Защита прав пациента

Нарушение норм законодательства, неисполнение медицинским учреждением (работниками, медицинским персоналом) правовых норм и договорных обязательств могут повлечь за собой взыскание уплаченных пациентом денежных сумм, уплату штрафных санкций, а так же сумм в возмещение морального вреда в случаях, предусмотренных законом.

Если на стадии оказания или после завершения медицинской услуги Вы обнаружили медицинскую ошибку либо другое нарушение прав, обжалуйте неправомерные действия.

Применение имущественных санкций, возврат уплаченных пациентом сумм происходит добровольно или в порядке гражданского судопроизводства.

Пациент может обратиться к лечебному учреждению, оказавшему ему услугу, в страховую компанию, а также непосредственно в суд.

При составлении жалобы, претензии, иска четко и аргументировано, со ссылкой на закон, перечислите все свои претензии и требования. В судебных документах необходимо соблюдение специальных форм, сроков и процедур. Практика показывает, что большинство пациентов-потребителей используют предоставленный законодательством претензионный порядок: он нередко даёт желаемый результат и не требует больших расходов и специальных знаний.

Обращаем ваше внимание на то, что, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни пациентов ответственность несут медицинские учреждения в целом.

Фактором, способствующим принятию судебного решения в пользу пациента, является наличие доказательств — договора, медицинских документов, чеков на оплату лечения и лекарств и пр.

Законодательством предусмотрена и административная ответственность — наложение штрафа, конфискация имущества, отстранение от должности, а также уголовная ответственность за совершение преступления. Нужно отметить, что ответственность (в том числе и уголовная) наступает не по факту совершения врачебной ошибки, а по факту совершения правонарушения или преступления.

К сожалению, на сегодняшний день однозначных критериев качества медицинской помощи не существует, так как каждый случай лечения требует индивидуального подхода с привлечением экспертов. Однако наша практика и опыт коллег свидетельствует об увеличении судебных процессов о нарушении прав пациентов — и главное — растет число граждан, для которых эти процессы закончились положительно — т.е., пациентам, пострадавшим от незаконных действий медицинских работников, или их родственникам правомерно возмещен весь ущерб, в т.ч. и компенсация морального вреда.

Обязательно внимательно изучайте договор, который вы заключаете с медицинским учреждением, так как именно он (ВСЕ его положения!) во многом сможет определить дальнейшее взаимодействие с медицинским персоналом, а в случае нарушения ваших прав — будет основным доказательством в судебном процессе.

Существенно повышает вероятность соблюдения всех прав при лечении, участие юриста в процессе подписания договора. Внимательное и доскональное отношение к этому документу в процессе подписания, на практике заставляет совершенно иначе относиться к такому пациенту в течение всего времени лечения. Юридическая консультация адвоката или юриста позволит также оградить Вас от неоднозначных трактовок в договоре, которые в последующем могут быть использованы против вас.

К тому же, юридический язык договора — формален и требует трезвого рационального подхода, а человек, попадая в условия медицинского учреждения, в силу своей болезни и тревоги за свое здоровье излишне эмоционален, и ему трудно трезво оценивать сухой нормативный текст договора.

Но в целом постоять за свои права при оказании медицинской помощи, не так уж трудно. Все права вы узнали из этого небольшого издания. Главное — не бояться заявлять о них и требовать их соблюдения. И помните основной постулат, который содержится в законе

«ПАЦИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!»

. И, если не рассматривать случаи злоупотребления этим лозунгом, требовательное отношение к качеству лечения ведет к развитию медицины в целом, а значит, в итоге приносит пользу каждому из нас.

Бачурина Елена.

Права пациента. Медицинская помощь без проблем и потерь.

М.:АСТ; Спб: Астрель-СПб, 2007