Права потребителя

К правам потребителя относятся:

1) Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей.

  1. Данное законом право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

2) Право на покупку товара (работы, услуги) надлежащего качества.

3) Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

Это означает, что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если срок службы не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой, или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Если при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец), обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в отдельных случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя, а при невозможности устранения причин вреда – обязан снять такой товар с производства. При этом убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

4) Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах).

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Продавец размещает на вывеске: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, и режим работы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа.

До сведения потребителя доводится информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номера лицензий (если деятельность подлежит лицензированию), о наличии свидетельства о государственной аккредитации, информация об органе, выдавшем данные документы.

Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

— наименование технического регламента;

— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

— гарантийный срок, если он установлен;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

— срок службы или срок годности товаров;

— адрес, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца);

— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

— информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

— указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;

— если товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), информация об этом доводится до потребителя.

5) Право потребителя на защиту своих прав, в том числе судебную защиту.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации (ее филиала или представительства), а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – по месту его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Истцы по искам о защите прав потребителя освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Законом о защите прав потребителя не предусмотрен обязательный претензионный порядок рассмотрения требований потребителя, вытекающих из нарушения его прав как стороны по договору купли-продажи. Это дает потребителю право обращаться со своими требованиями непосредственно в суд, без предварительного обращения к продавцу (изготовителю) или другому лицу. Однако согласно ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи, в том числе о нарушении требований к товару. Это извещение должно быть направлено в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен — в разумный срок с момента, когда соответствующее нарушение должно было быть обнаружено. В противном случае продавец вправе отказаться от удовлетворения требований, предусмотренных в п. 2 ст. 483 ГК РФ, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности по извещению продавца повлекло невозможность удовлетворения требований покупателя или влечет несоизмеримые расходы продавца.

Таким образом, ст. 483 ГК РФ фактически устанавливает необходимость обращения с претензией к продавцу под страхом возможного наступления для покупателя неблагоприятных последствий. Простое информирование продавца о нарушении, без указания конкретных обстоятельств и требований потребителя, является практически бесполезным.

По некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий до обращения в суд. Такой порядок установлен, например, ст. 55 Федерального закона «О связи», транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Это важно знать, т.к. несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска.

Права потребителей:

Консультация по защите прав потребителей

Узнайте о том, как себе вернуть деньги за купленный товар или услугу, оказанную некачественно или не в должном объеме, как аннулировать договор о кредите который вы подписали при покупке, как взыскать моральный и материальный ущерб или пени (неустойку)!

В рамках программы поддержки потребителей мы оказываем первичную консультацию бесплатно!
Звоните сейчас и получите ответ на Ваш вопрос: 

телефон.jpg

Полезная информация по теме: